Activity books и не только

IMG_20141109_133335
Не знаю, как насчет трансатлантики, но обычные европейские перелеты по 3-4 часа — это прекрасное время для того, чтобы раскрашивать, клеить наклейки и рисовать. С тех пор, как я решила показывать ребенку поменьше мультфильмов, вопрос о том, как и чем занять ребенка в самолете я решаю просто — перед отъездом (или прямо в аэропорту) иду в книжный магазин и покупаю пару-тройку activity books разного формата. И все, дело сделано. Милый мальчик занят, я читаю, тишина, все довольны. В прошлом тексте о книгах я слегка затронула тему книжек с наклейками, а сегодня продолжу и расширю (смайл).

Те самые книги с наклейками. Стандартная история — это тематические страницы и вкладки с наклейками для этих страниц. Например, «В городе». И всякие домики, машины, люди, деревья на наклейках для заполнения этих страниц. Продвинутые версии требуют уже большей осмысленности — например, страница «В музее», где нужно развешивать по правильным местам картины и так далее. Это, конечно, пока не наша история, но наклеивать К. обожает. Более того, в какой-то момент я заметила, что ему интереснее не наклеивать нужные наклейки в требуемые места в книге, а придумывать самому. В итоге я просто даю ему белый лист бумаги и порцию самых разных наклеек, а он уже там придумывает целый мир. Всегда очень интересно, что там в конце получится.

 

Раскраски. Тут все совсем понятно и очевидно. Осталось только выбрать любимых героев и сюжеты. Раскрашивать Пеппу и ее друзей можно бесконечно. У нас есть и отдельное развлечение. Называется оно «мама посидит с тобой 20 минут, а потом 20 минут ты будешь заниматься сам»: я рисую К. сама раскраску, а он потом ее раскрашивает. Беспроигрышный вариант, хотя рисовальщик из меня, скажу прямо, так себе. Но горы, дороги, моря и корабли мне удаются, еще я научилась рисовать маяки и слонов, вот дело и сделано!

 

Однажды я попробовала дать К. рисовалку формата dot-to-dot — это то, где надо соединять точки, наверно, вы из советского детства такое точно помните. И оказалось, что малышу двух лет с небольшим это уже под силу, более того, он воспринимает это как серьезный вызов. Он сидит и соединяет точки, кряхтит, высовывает язык и гордится результатом. И мне кажется, что вот это точечное рисование во многом помогло ему быстро научиться самому рисовать предметы. Поэтому когда меня спрашивают, как мне удалось научить К. рисовать так, как он рисует, я сперва, конечно, говорю про талант своего ребенка (ах, как хотелось бы), а потом честно вспоминаю дот-ту-дот.

 

Дудлинг. Еще одно развлечение, которое можно начинать с этого возраста, если ребенок подружился с карандашом (а если нет, то не стоит огорчаться, ложки нет, нет сроков и норм). В российских магазинах я не видела activity books для дудлинга, хотя возможно, я плохо искала. В итоге я покупаю их в издательстве Usborne (Doodle cards) — рисовать морды коалам и вообще придумывать свои варианты развития картинки ребенку очень нравится. Беспроигрышное занятие на пару часов.

 

Наверно, в этом ряду стоит отдельно упомянуть чудесную книгу, изданную «Манн, Иванов и Фербер» — альбомы для развития креативности Таро Гоми. Сам Гоми рисует только часть будущего изображения, причем рисует так, что ребенок радостно принимает его за своего. А дальше можно придумывать, что дорисовать. Например, что может нести в зубах птеродактиль (К. любит динозавров). Или же что там такое может лежать в корзинке для пикника. Всего в серии три книги — «Истории», «Животные» и «Всякие вкусности». Очень всем советую.

 

Книги-трафареты. Я в детстве любила трафареты — помню это совершенно точно. Но у К. пока трафареты не пошли. Ему скучно просто закрашивать по предложенной рамке, даже зная, что потом картинка будет почти безупречной. Трафаретов издается достаточно много, можно их найти в любых магазинах и разных вариантах — учимся рисовать, учимся писать буквы и цифры и так далее. В общем, на вкус и пристрастия ребенка.

 

Еще один вариант, который я не очень люблю, но который нравится многим детям, — это книги с магнитами. Наша практика показывает, что магниты в итоге используются где угодно, но только не в книге.

 

Большие классические activity books, настоящие рабочие тетради для малышей с десятками заданий. В них может быть все, что угодно из вышеперечисленного, и много больше: лабиринты, поиск отличий на картинках, дудлы, наклейки, раскраски. Большинство таких книг носят тематический характер, что логично и не поспоришь, другое дело, что для двухлетки многие задания в классической activity book могут оказаться не вполне очевидными. Хотя, в чем проблема. Разрисовать, раскрасить и обклеить наклейками можно любую страницу.

 

Единственное «но» подобных книг — это то, что многие считают, что они разрушают границу допустимого в отношении книги как книги. То есть ребенок привыкнет рисовать в книге, клеить, отрывать. Мне кажется это изрядной глупостью, потому что даже двухлетний малыш точно понимает разницу между раскраской и книгой, которую читают. Короче, мы пойдем клеить очередные приключения свинки Пеппы. Я выдаю наклейки мальчикам — два года и уже почти шесть лет — и смотрю, что получается, какие истории они придумывают. Это ужасно интересно. Значительно интереснее, чем говорить со многими взрослыми.

Разумеется, список разного рода activity books намного шире — это и крафт-буки, и книги-паззлы, и еще миллион вариантов. Но это уже для детей постарше, так что тему можно будет продолжить.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>