Эти книги я уберу на полку

w380

В общем, одним из подарков самой себе на Новый год для меня стала очередная книга про детское развитие и отношения с родителями. Я начала ее читать, вдруг почувствовала невыносимое раздражение и отложила. Попробовала еще раз. И поняла, что не могу так больше. Так что сегодня об избыточности чтения, текст для внушаемых девочек, назовем его так.

 

Условно все книги на московских прилавках можно поделить на несколько категорий – справочники и не только по развитию и детским болезням, книги с педагогическим уклоном, детская психология и разные форматы «как понять вашего ребенка и как с ним общаться», а также всякая вольная художественная литература на темы развития, воспитания и прочего из серии «французские дети и не только».

 

Справочники я очень люблю. Просто и удобно. Но есть две простые угрозы. Например, увлечься графиками норм веса, роста и так далее. Если вы поймали себя на том, что без серьезных на то причин взвешиваете ребенка после каждого кормления и гуглите графики роста, то надо срочно задуматься. А еще, да, вот это, диагноз по Интернету или по все тому же справочнику. Тут уже все написано до нас: «Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка».

 

Детская психология. Сейчас это очень модно. Так интересно, что там происходит в детской голове, как трактовать очередной младенческий протест и то, почему ребенок плюется кашей. А, заодно, и научиться тому, как со всем этим справляться без срывов и переживаний. Вроде все хорошо, вообще отлично, что мы задумываемся не только о чистой попе. Другое дело, что, как и всегда, тут есть вопрос веры (особенно, в дискуссионных вопросах формата «ставить ли ребенка в угол» и собственной внушаемости. Я, например, однажды поймала себя на том, что в момент очередного «протеста двухлетки» я  перебираю в голове варианты поведения матери из прочитанных мной книг (около десятка) вместо того, чтобы просто вести себя так, как считаю сама нужным и правильным. Голова начала убивать инстинкты. А для кого-то это к тому же становится и дополнительным фактором неуверенности в себе, потому что когда рецепты и комментарии к ним четко разделены на правильные и ошибочные, очень легко потеряться. Легко снова вернуться к привычному ощущению «я-плохая-мать», когда ты видишь в книге описание ситуации, схожей с вашей, а вашего поведения – как абсолютно ошибочного.

 

Дописала это и вспомнила. Я тут просила в Facebook пап поговорить на тему, что они читают о детском развитии и воспитании и читают ли вообще. И вот там был один из ответов, который я бы полайкала два раза: «Я читаю тематические форумы иногда, потому что интересно, как люди живут, а литературу нет, чего они лезут в мои дела». Это ирония (для тех, кто не считал), но вот так, да. Но вот еще недавно в том же Facebook я читала обсуждение, полное сильных эмоций, вокруг трудов Комаровского. Мамы спорили и спорили на уровне все или ничего, так, как будто бы нельзя прочитать книгу, не приняв из нее абсолютно все сказанное. Да, снова вопрос веры.

 

Другое дело, что есть книги о детском развитии, где вам просто объясняют, что становится причиной такого поведения и таких реакций. Я сто раз уж говорила о Выготском, вот это примерно то. Мне было очень интересно читать о периоде автономной речи и прочих тому подобных штуках. Но фишка в том, что многие из таких книг читать трудно и скучновато, а кого-то отталкивает и ситуация отсутствия четкого ответа на вопрос «что же делать». А ответы на вопросы и выход на другой уровень понимания находится часто вообще совсем не там, где ты его ждешь. Например, читая книгу Заварзиной-Мэмми об аутизме, я вдруг понимаю, почему советские педиатры так настойчиво вопрошают «когда сел, встал, пошел, в какой последовательности». Боже мой, конечно же, это же о мозге.

 

Все эти бесконечные поп-поэмы о детях, которые не плюются едой, не кричат и вообще чудо, а не дети. Я уже несколько раз сталкивалась с тем, что многие принимают написанное на веру. Но, господи, часто это вообще связано с реальностью очень относительно. Да, доля правды в том, что описывает Друкерман, например, есть. Но, как говорит моя мудрая подруга Я., «как это все по-американски написано». С тем самым сектантством, когда увиденное без рефлексий сразу принимают за истину.

 

Конечно, я не могу сказать, что читать надо меньше. Я просто о внутренней критике прочитанного. И отчасти для себя тоже, чтобы зафиксировать. Я против душных помещений, но я не выверяю температуру в детской спальне, стараясь добиться идеальных 18 градусов. И да, еще есть проблема так называемого источника. Для многой литературы о детях она тоже актуальна. Я совсем недавно вспомнила об этом, читая обсуждение пассажа из Ошо. Но это опять же к вопросу критичного подхода. Пойду теперь допишу текст о том, что читают папы.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>