Как говорить с ребенком о

w702

Недавно в нашем дружном женском чате О. сказала, что ее ребенок вообще не в курсе происходящих вокруг событий — вот всяких этих терактов, политики, финансов и прочего. Просто так получается. И это, мне кажется, нормально. Маленькие дети должны быть включены во взрослую жизнь точно в той степени, которая свойственна жизни семьи. У нас получается иначе — мы много с мужем обсуждаем при ребенке, иногда муж смотрит новости по телевизору, я слушаю новости по радио, да к тому же сам малыш задает столько вопросов, что иногда сложных разговоров просто не избежать. Сегодня именно о них.

 

Например, политика. Разумеется, у меня нет цели просветить трехлетку относительно геополитических нюансов и арен противостояний. Но иногда у тебя нет выхода и ты говоришь с ним о том, что кажется сложным. Когда во Франции случились теракты, мы с мужем были в числе тех, кто ездил с цветами к посольству. Разумеется, мы взяли ребенка с собой. Разумеется, ребенок спросил, почему Франция, почему цветы, почему люди некоторые плачут, почему свечи. Я решила, что проще всего быть прямой и простой. Сказала, что злые люди убили других людей. Поэтому свечи, цветы и слезы. На вопрос о том, откуда берутся злые люди, я ответила, что бывают разные варианты, а также что есть системы, в которых людей не учат уважать чужую жизнь. Разные системы воспитания. Ребенка это очень заинтересовало. Он спросил: «То есть людей учат быть злыми?» Уклончиво согласилась. Он огорчился. Говорит: «А на нас могут злые люди напасть?» Сказала ему, что это очень маловероятно. Вроде бы сняли тему. Потом спросил, было ли у злых оружие. Сказала, что было. Сделал вывод: «Раз с оружием, то они не просто злые, а еще и плохие».

 

Я запомнила фразу из одного текста и стараюсь ей следовать: «Важно стараться не допускать погружения детей в ситуацию эмоционального заражения, повышающего тревогу и снижающего чувство безопасности».

 

Плохие берутся из истории о том, как мы смотрели книгу про метро. Там есть эпизод с картинками, где показано, как на станциях московской подземки были обустроены бомбоубежища. Что такое война? Плохие люди напали на других людей с оружием? Оружие может убивать? То есть, вот стреляешь и человеку очень больно? Я понял, это ужасно печально, давай перелистнем страницу.

 

Или вот смерть. Проезжаем Новодевичье кладбище. Что такое кладбище? Кто там живет? Люди умерли? Почему? Как? Они насовсем умерли? А что они делают на кладбище? Место памяти? То есть ничего не делают, а другие делают? А почему ты плакала на кладбище? А все ли умрут? А что будет после смерти, только кладбище? И вот тут я попадаю слегка в ловушку, потому что не успела решить для себя вопрос, как воспитывать ребенка, с мыслью о полной бренности или с теорией о душе. И я спешно выбираю второе, думая, что потом обсудим тему еще раз. Как вообще говорить с ребенком о Боге? Излагать ему какую из теорий? Мне кажется, я сама слишком мала для этого. Но вот он недавно мне сказал, что Бог есть добро. Это ему Н. сказала. Я не стала спорить. Добро, безусловно.

 

Ок, к темам попроще. Деньги. Что значат деньги? Ты работаешь, чтобы заработать деньги? Все вокруг что-то стоит? И вода из крана стоит денег? Наверно, нужно очень много денег. Я заработаю все деньги мира! Почему невозможно? А сколько надо денег? А почему ты не можешь заработать больше? А ты попробуй! Мы купим самолет!

 

Что такое «либерте, эгалите, фратерните» (по мотивам домашних разговоров)? И почему это важно. Свобода, кажется все понятно. Равенство и братство — объясняю про равные возможности, уважение, признание. Он задумался и говорит: «Это как любовь получается. Даже когда хочешь обидеть, то надо стараться этого не делать?»

 

Политики, правила и законы. Почему нельзя нарушать правила дорожного движения. Кто их придумал. Зачем нужна полиция. Хорошая ли полиция? Что такое государство? Почему ты вчера сказала, что наше государство дурацкое! Я слышал, ты по телефону говорила, что в нашем дурацком государстве все с ног на голову! Зачем мигалки черным BMW? Попадаешь слегка в ловушку. Потому что объяснить, зачем нужна мигалка «скорой помощи» я могу с легкостью, а с черным немецким автопромом неизменно скатываюсь в лишние пояснения. Говорю, что, по моему мнению, чиновникам мигалки не очень нужны, но так повелось у нас в стране. И вдруг мой ребенок проявляет шуструю детскую логику — если чиновникам повелось, давай и нам поведется, а еще подарим Грише мигалку, чтобы мы могли быстро друг к другу в гости ездить. Говорю: «Ну как так, тогда надо всем выдать мигалки, потому что эгалите есть эгалите!» Соглашается. Говорит: «Вот будет весело, когда все в пробках будут мигать и трещать!»

 

Или вот совсем не на злобу дня. Внезапно заинтересовался тем, что такое любовь и откуда она берется. Говорю — любовь просто вот так, чувство. Ты же чувствуешь любовь? Переживаешь? Говорит, что да. Подумал еще. Спрашивает: «Но чувство же откуда-то берется. Я хочу есть, когда я чувствую голод. А люблю постоянно. То есть это не чувство!» Мама немного в тупике, но резво выходит из положения. Давай считать любовь нашим с тобой состоянием! Согласился, но теперь спрашивает, что такое состояние.

 

На самом деле, конечно, каждый раз стараешься быть тем самым идеальным взрослым. Который объяснит все понятно и без ажитации. Еще стараешься, на самом деле, оградить. Я прошу мужа не включать кино со всевозможной стрельбой, потому что мне кажется это важным. Я стараюсь думать о том, как я формулирую вслух некоторые вещи. Потому что ребенок очень легко повторяет. И я не считаю это самоцензурой, потому что я меняю только форму, но не содержание. Но мы не изолируем ребенка от нашего мира. Он продолжает слушать наши разговоры, задавать нам вопросы, слушать вместе со мной «Серебряный дождь» в машине и не прячу книги, в которых может быть сложное. Мне кажется, так проще всего.

 

Чтобы вам было что еще почитать, то несколько текстов — разговоры с детьми Кати Бойдек и колонка профессора, заведующего кафедрой психологической антропологии МПГУ Алексей Обухов о том, как разговаривать с детьми про террор и к какой информации и в каком возрасте готов ребенок.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>