Детский сад: два года – самое время

w803

Решила от жизненных историй перейти к этнокультурным и образовательным, чтобы не создавалось впечатление, что я во Франции только ем и гуляю. Поэтому будут два текста. Один о французских детсадах для двухлеток (с билингвальным обучением), а второй – о жизни первоклассника во французской школе. Будем последовательны, начнем с малышей. Не рано ли в два года идти в детсад, по какой программе занимаются малыши-билингвы, об особенностях русских детей и их родителей, ура, поехали.

Чтобы было проще и понятнее, я решила оставить рассказ в форме интервью, место действия – частная школа Le Pain d’Epice, Ницца, разговариваю я с Клэр, англоязычным учителем самых маленьких, двух- и трехлеток.

 

ДВА – ОПТИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

Вы работаете учителем двух- и трехлетних детей, которые по сути с младенчества учатся и живут в билингвальной среде. Вы считаете, что для малышей нормально идти в сад в два года и начинать учиться? Зачем вообще это нужно?

 

Я думаю, что два года – это оптимальный возраст. Ребенок уже готов к тому, чтобы общаться, открывать для себя окружающий мир, учиться, особенно учиться в игре, как мы работаем с детьми в школе. Это дает хорошие результаты. А еще это оптимальный возраст для того, чтобы потихоньку ослаблять связь между мамой и малышом. Не рвать, но подводить к мысли о том, что у каждого есть свое дело, которым он занимается. Помимо этого ребенок учится быть в обществе, заводить друзей, общаться с другими людьми, два года оптимальны для социализации. Ребенок становится более независимым и ему это нравится! К тому же среди сверстников легко и просто происходит то, на что мамы часто тратят много времени и нервов.

 

Например?

 

Надевать ботинки, отвыкать от подгузника, учиться ходить в туалет. Над этим мы тоже работаем. Добиться результата, когда ребенок находится среди друзей его возраста, намного проще: они просто следуют друг за другом, им нравится то, как они сами меняют свою жизнь. «Ой, смотрите, он сам ходит в туалет. Я тоже хочу!» – звучит немного смешно, но в моей группе к концу года уже все дети с легкостью отказались от подгузников и сами ходят в туалет. Нет никаких проблем, сухие штаны – это замечательно.

 

Расскажите, а как дается погружение в иноязычную среду детям, которые приходят без знания английского и французского? Например, русским детям?

 

Вы знаете, в этом нет проблемы, опять же в силу особенностей возраста. Погружение в активную языковую среду дает прекрасные результаты — снова потому, что дети следуют за другими детьми, стремятся к взаимодействию, заводят друзей, с легкостью учатся в игре. Например, в этом году у меня в классе было 5 детей из России, которые при поступлении в школу говорили только на русском языке. Сейчас, в конце года, они уже говорят на английском и французском, у нас не возникает проблем с коммуникацией. Они понимают и говорят. И важно отметить еще то, что когда ребенок мал и начинает учить язык, ему значительно проще не только в смысле восприятия системы языка, но есть возможность поставить ему отличное произношение, так как речевой аппарат только формируется. Например, традиционно возникающая проблема для иностранцев, когда они начинают изучать английский, — это правильное произношение сочетания th. Если вы послушаете, как говорят этот звук разные малыши в нашей группе, русские, голландцы, французы, вы поймете, что им удается это блестяще несмотря на возрастные речевые особенности.

 

ПРОГРАММА

 

Расскажите, пожалуйста, о детях, с которыми вы занимаетесь? Возраст, количество детей в классе, стандартное расписание.

 

Наша ступень – это дети от двух и до трех лет (иногда до четырех), в класс принимается максимум 20 детей, дети могут поступить без знания английского или французского языков. Само обучение ведется на двух языках, английском и французском. Половина дня – на одном языке, вторая половина – на другом. Я – их англоязычный педагог, но мои обязанности – это не только обучение языку, но и выполнение общей школьной программы на английском языке.

 

w807

 

Какова программа для двухлетних малышей?

 

Занятия начинаются в 9 утра, первый «урок» длится сорок минут. Обычно мы разговариваем о погоде, делаем небольшие тематические презентации, потом перерыв, который длится 15 минут, и снова занятия: язык, письмо, то, что мы называем Discovering the world  - разного рода рассказы об окружающем мире, обществе и так далее, работа с учебными пособиями. С 11.15 и до 14.00 дети отдыхают – это время ланча и сна, который для детей моей группы обязателен. Конечно, если ребенок категорически не спит, мы его не заставляем, но стараемся сделать так, чтобы он расслабился и отдохнул. С 14.30 и до 14.50 малыши занимаются физкультурой. Затем мы проводим перекличку, а потом снова занятия: учебные пособия, учимся рассказывать истории, занимаемся музыкой. В 16.00 занятия заканчивается, время полдника, а в 16.20 все расходятся по домам.

 

А по каким пособиям занимаются дети, какими предметами?

 

Это специально разработанные учебно-игровые пособия, такие рабочие тетради: введение в язык и математику, а также разного рода занятия для развития мелкой моторики, которая очень важна в этом возрасте. Дети выполняют множество разных заданий: мы учим их цветам, размерам и формам, сравнению и анализу, они учатся «распознавать» буквы – то есть мы не стремимся к зубрежке алфавита, а хотим, чтобы дети погружались в мир цифр и букв, узнавали их. Распознавание и наблюдение – вот два важных момента в работе с малышами во время занятий. Мы учим их правильно держать карандаш, рисовать, занимаемся ручным творчеством и так далее. Помимо работы с пособиями мы изучаем все это в игровой форме. Обычное задание: дай мне, пожалуйста, две большие красные детали конструктора и одну маленькую синюю. И у нас регулярно проходят тематические «недели», например, недавно была «Неделя садовода»: мы учили детей сажать растения, рассказывали о них, природе, окружающей среде, экологии.

 

Обязательной частью программы у нас являются музыка и физкультура. Это тоже очень продуктивно в работе с малышами. Каждый день они проводят определенное время на воздухе, где делают упражнения по программе. Например, учатся прыгать в длину, метать мячи, бегать на определенное расстояние и так далее. И занимаются музыкой. Своего рода «введение в музыкальную культуру». Мы знакомим малышей с разными музыкальными инструментами, пианино, гитара, флейта, даем им возможность попробовать, почувствовать звук, разучиваем песни (а ведь все дети любят петь). Когда же они переходят на следующую ступень, с четырех лет, у них начинаются обязательные занятия в музыкальном классе с профессиональным преподавателем. В нашем случае мы учим детей фортепиано.

 

ДЕТИ-ИНОСТРАНЦЫ

 

А что вы вообще можете сказать о русских детях? Традиционно их считают избалованными, очень привязанными к матерям, в общем, есть множество разных стереотипов.

 

Русские дети очень быстро адаптируются, но при этом они склонны создавать специфические дружеские группы, замыкаются на взаимодействии внутри этой группы, общаясь, разумеется, при этом только на русском. Поразительно, что на детской площадке они сразу находят своих соотечественников, с первого взгляда! Поэтому нам приходится разделять их, когда дети отправляются в класс – как вы понимаете, иначе погружения в язык во время занятий не получится. Помимо этого для русских мам ребенок часто становится таким центром вселенной, особенно когда речь идет о мальчиках. Они очень озабочены состоянием своих детей, любой детский плач – это уже для них стресс. И дети очень привязаны к своим матерям, поэтому первое время они часто плачут, когда их утром приводят на занятия. Но при этом мне нравится, что русские родители открыты нашей системе, им нравятся ценности Франции, нашего образования, они легко идут на контакт.

 

А каковы французские дети и родители? Английские?

 

Французские дети? Мне кажется, они находятся под определенным давлением родителей. Французские родители очень любят видеть, что их ребенок занят, что он работает и добивается результата, что он трудится. Они уделяют много внимания анализу детской успеваемости, прилежания. Английские, например, больше заняты тем, чтобы их ребенку просто нравилась школа, чтобы они много веселились, чувствовали себя комфортно. Французы же ждут эффективности, а не только уверенности в том, что их ребенок прекрасно проводит время.

 

Как родители контролируют успеваемость детей? И какова вообще их вовлеченность в школьный процесс?

 

У нас есть специальная «красная книга», которую родители забирают домой каждую пятницу. В ней могут писать свои замечания и родители, и преподаватели. Мы стараемся сделать работу школы полностью прозрачной, чтобы родители могли взаимодействовать с учителями и получать полные отчеты о том, как их дети провели день. Они могут пользоваться той самой «красной книгой», могут переписываться с преподавателями по электронной почте, у школы есть свой блог, в котором подробно освещаются все мероприятия, вывешиваются фотографии. Помимо этого когда родители приходят за ребенком, мы рассказываем каждому о том, как прошел день его малыша. И да, в специальной тетради мы отмечаем такие факты, как хорошо ли спал ребенок днем, хорошо ли он ел и нравится ли ему еда, словом, все, что может быть важным и интересным для родителя. В конце каждого триместра мы передаем родителям файл, в котором ставим оценки детям по всем параметрам. Это тоже очень важный документ, по которому они могут составить представление о том, как живут в школе их дети.

 

Будьте добры, подробнее?

 

Файл состоит из четырех блоков. В нем идет речь не о формальной успеваемости, а о социальных навыках – самооценка, самостоятельность, социализация, поведение. Мы оцениваем то, как ребенок участвует в жизни группы, его способность к самоидентификации и самоконтролю, умение взаимодействовать со взрослыми людьми. Есть такие важные параметры как способность делиться с друзьями, распознавать их чувства и переживания, умение быть честным. Разумеется, есть параметры, отражающие их поведение в классе: способность усваивать материал, соблюдать правила поведения в классе, послушание и так далее. Мы ставим оценки каждому качеству ребенка по трехбалльной шкале, а также пишем общий комментарий.

 

Сколько лет вы работаете уже с малышами?

 

В этом году будет 10 лет.

 

Вы не чувствуете, что устаете? Ведь проводить целый день с двух- и трехлетками – это огромная нагрузка?

 

Конечно, иногда бывает, что я чувствую, что старею – речь идет о физической стороне дела, той самой очень высокой активности, которую требуют малыши. Иначе говоря, иногда я думаю, что устаю. Но я очень люблю детей и каждый день, проведенный с ними, делает меня моложе. Вот такой парадокс. Но если я почувствую, что усталость стала слишком большой, я все равно не планирую оставить преподавание в школе. Когда я почувствую, что уже не могу следовать за малышами, что я слишком «стара» для них, то я немного сменю специализацию и начну работать со старшими классами.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>