Правила жизни французского первоклассника

w903

Продолжим образовательную историю во французском срезе. В этот раз будет рассказ о жизни первоклассника во французской начальной школе, место действия — то же самое, что и в предыдущий раз, частная школа Le Pain d’Epice в Ницце, но разговаривала я не с учителями, а с первоклассником и его мамой. Так что дальше прямая речь:

 

Рассказ мамы

 

Начнем с базового. Французская школьная система — это несколько ступеней, начальная школа — коллеж — лицей. После окончания школы родители рассылают досье ребенка с баллами в различные лицей и дальше уже его вызывают на собеседование (именно собеседование, а не экзамены) и принимается решение о том, будет ли он принят. До этого же четыре года дети учатся в начальной школе, частной или государственной.

 

В коллеж и лицей в некоторых случаях пишут тесты, такой системы придерживается, например, школа «Вальбон», номер три во Франции по рейтингу. Другие очень хорошие учебные заведения могут ограничиться баллами в предыдущей школе и собеседованием. Иногда 20 баллов в предыдущей школе не дают возможности получить место в новой, люди ходят на собеседование по три года подряд, но безрезультатно. Есть собеседование с родителями, смотрят, как говорят выдержавшие эти испытания, насколько семья — семья, заинтересованы ли в ребенке, его успехах и т.п.

 

Программы школ различаются. Частные школы более гибки и быстры в обновлении программ, а также активно применяют разнообразные учебные методики. Например, в школе, о которой идет речь, математику изучают с применением т.н. Сингапурской системы и японской системы Кумон. Обе эти методики очень модны и считаются высокорезультативными, популяризуются они в России, например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило знаменитые тетради Кумон. Кумон позволяет детям быстро осваивать математические приемы на простых примерах, сингапурская система вводит систему спирального повторения пройденного с постоянным углублением. «Вот, например, прошли они дроби в предыдущем классе. Потом о них совсем забыли. В следующем классе снова прошли дроби, но уже чуть иначе», — описывает все это моя подруга, сын которой заканчивает сейчас начальную школу во Франции.

 

В школу дети ходят обязательно четыре дня, среда — т.н. материнский день. Обязательных занятий в этот день нет, но ребенка все равно можно отправить в школу. Дети рисуют, гуляют много, делают домашние задания. Сейчас во многих школах отказываются от практики свободного дня, дети учатся пять дней, но учебный день становится короче. Наша школа пока работает по старой системе.

 

w901

 

В обычные дни занятия начинаются в 8:30, забирать детей можно начиная с 16:45, когда заканчиваются основные уроки. Если нет возможности забрать в этом время, то есть продленка. Дети уже не учатся, только игры и всякие творческие истории. К прогулам и пропускам занятий относятся очень строго — даже для того, чтобы сходить к врачу (хотя французы прекрасно понимают, как иногда сложно записаться к врачу), приходится с боем, т.к. «у детей программа». Забрать ребенка из школы могут только внесенные в специальный список лица. Недавно за моим сыном пришла тетя, которой в этом самом списке не было, в итоге тетю задержали в школе и вызвали меня.

 

Между занятиями — большая перемена, когда дети обедают и играют во дворе, а также во второй половине дня полдник. В обед кормят основательно — горячее блюдо (курица, колбаски, рыба, мясо) с гарниром (часто это картофель фри или картофельные крокеты), салат, десерт. Воду детям часто дают ледяную, на десерт — мороженое. Простуженное горло мало кого волнует. На полдник часто дают багет с шоколадом, тот самый, прославленный Памелой Друкерман, разрезанный багет, а внутри — плитка шоколада.

 

В той школе, в которую ходит мой первоклассник, обучение билингвальное, базовыми языками являются французский и английский, половину дня (до обеда) уроки идут на одном языке, а после обеда — на втором (между собой дети, как правило, говорят на французском). Есть предметы, которые преподают на обоих языках, — например, по понятным причинам, язык, чтение и так далее, есть те, которые идут только на одном языке. В нашем случае, например, география, естественные науки, в общем, все, что касается познания мира, преподается на английском. Интересно то, что у французов нет такого акцента на детские темы в изучении. С первого класса детей включает в общий культурный контекст и среду, без особой скидки на возраст, не боятся обсуждать сложные темы, те, до которых в России доходят уже в среднем школе.

 

w902

 

В числе прочего дети проходят историю искусства — изучают художников (Дали, Миро — это из недавнего, дети делают поделки по мотивам увиденных картин), акцент делается на изучение обществознания и истории (например, освободительных движений), недавнее изложение дети писали об освоении космоса и Ниле Армстронге. Причем дети активно приглашаются к дискуссии о том, что они проходят, а не просто слушают то, что им рассказывает учитель.

 

Родительские собрания проходят редко, отчетность — это дневник. Стандартная система оценок — 20 баллов, в дневник учителя пишут помимо прочего свои замечания, которые касаются обучения, поведения, уровня коммуникативности, социальных навыков и так далее. Сейчас постепенно вводятся электронные дневники. В них тоже есть примечания, но уже значительно короче и менее информативные.

 

Домашние задания? Каждый день. Чтение, письмо, арифметика, сочинения, учим наизусть стихи и песни, есть образовательные задания, связанные с рисованием. Большинство детей помимо школы ходит на дополнительные занятия — разные виды спорта, рисование, шахматы, танцы, музыка. В школе, кстати, тоже есть физкультура — игры с мячом и теннис.

 

w900

 

Есть обязательная школьная форма. В нашем случае — это белая рубашка, синие брюки или юбка, синий блейзер, фирма любая, но рекомендовали купить в Marks&Spencer. За приход без школьной формы — серьезный выговор.

 

Кстати, сама школа во Франции может выглядеть как угодно — это может быть огромный замок, новый комплекс на квартал или три старых огромных французских квартиры в жилом подъезде многоквартирного дома.

 

Рассказ первоклассника

 

У нас так: Сперва чуть-чуть сидим на скамеечке, потом первый урок, перемена (бегаем на улице), потом математика, чистописание, потом обед. После обеда гуляем. Долго. Наверно, час. Потом начинается английский. Говорим дату, говорим про науки, праздники, художников, космос, географию. Потом английский, перемена, полдник. Потом снова урок. Иногда музыка, иногда доделываем предыдущий. Иногда если все закончили урок, до перемены, мы делаем еще. Если музыка, то играем на рояле. По очереди. Если мы шумим, то ругают весь класс. А если сделать что-то совсем плохое, то ругают уже отдельно. На переменах часто деремся. Многие ябедничают. Если кто-то не играет. Кто-то обижает или играет неправильно. Я жаловался один раз. После уроков мы еще чуть-чуть играем во дворе. Потом чуть-чуть этюд. Это продолжение, когда половину группы забрали, другая половина начинает делать домашнее задание в классе. Я один раз оставался в этюд. Что мне нравится в школе? Большая перемена больше всего. Еще люблю про космос и географию. Какой язык больше люблю? Русский. А так английский. Но между собой мы говорим на французском, но русские могут говорить на русском.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>