5000 знаков о социализации (с пробелами)

w905

Каждый раз, когда заходит речь о том, отдавать ли ребенка в детский сад, в разговорах всплывает социализация. Сторонники воспитания в детсадах говорят о том, что детям полезен детский сад как опыт общения и взаимодействия, противники о том, что социализация — фуфло и все и так встраиваются в социум без проблем. Сегодня поговорим об этом. Увлекательная тема.

 

Так вот, начнем, конечно, с того, что социализация для большинства из нас не является главным плюсом детского сада. Ну, кам он, если честно. Детский сад — это опция совмещения материнства с работой (или чем-то еще), это возможность зарабатывать деньги, использовать свободное время и так далее. Я думаю, что если бы у нас не было необходимости жить в определенном графике и потребностях, востребованность детсадов была бы меньше.

 

Социализация как история о встраивании человека в общество начинается, как мы все понимаем, не с детским садом, а с рождением ребенка. Ребенок перенимает ваши нормы, установленные в семье. Вашу манеру общаться с детьми. Ваше восприятие мира. Тут, конечно, многое зависит от характера. Но если вы со всеми здороваетесь и улыбаетесь, ребенок, с высокой степенью вероятности, тоже будет это делать. Просто потому что пример любимых мамы и папы — это лучший пример, ваш кэп. Да и особенно посторонние люди и не нужны. Если мы снова сделаем шаг в сторону психологов, то услышим, что до двух лет детям вообще не свойственно интересоваться посторонними и уж тем более активно и долгосрочно с ними коммуницировать, если к этому не вынуждает жизнь.

 

Но при этом я безумно благодарна детсаду за социализацию своего ребенка. К. ходит в сад уже более полугода и за это время научился многому из того, что я не могла научить.

 

Например, он научился дружить. Он очень трепетно относится к дружбе. Это, наверно, от меня, потому что я не раз и не два рассказывала ему о том, как здорово дружить. До детского сада все его друзья были в известной степени дистанционны. Например, Гриша, которого постоянные читатели уже знают. Сын моей подруги, с которым К. видится примерно раз в месяц. Социальный вес Гриши для моего ребенка очень велик, т.к. это его первый друг в жизни. А потому К. постоянно рвется встречаться с Гришей, но, увы, между ним и нами — почти вся Москва. В саду у него появились постоянные друзья. И даже первая детская любовь. Это вообще прекрасно и отдельная история. Он научился поддерживать друзей, сопереживать, утешать, делиться. Понятно, что он научился бы этому и без походов в детсад. Но мне радостно и приятно видеть, что ребенок в три с половиной уже освоил эту вот важную для меня модель. Понял сочувствие. Чужой страх, а не только свой. Плохое настроение. «М. плакала утром, потому что хотела к маме. А я ее утешил — я подошел и сказал, что мама вечером обязательно придет. И дал ей лошадку, чтобы отвлечь от грусти».

 

Ладно, от лирики к практике. Пресловутая «жизнь в обществе» очень быстро позволила ребенку освоить те истории, с которыми мы долго возились дома. Например, одеваться и раздеваться. Ходить на горшок. Слушаться старших — сторонний авторитет воспитателя иногда оказывается намного «весомее» моего. И я тыщу раз прошу К. не делать что-то, но он делает. А потом раз. И сработало. Спрашиваю, что же случилось. С хитренькой улыбкой говорит: «Нато (воспитательница) мне сказала, что так не надо». У других детей такая же история, только у каждого свой навык.

 

Смешно, но даже чужий плохой пример работает иногда на пользу. Наблюдая за тем, как капризно кричит другой ребенок, мой тут же сделал вывод, что не надо так делать, а то как-то это неприятно выглядит. «У меня тоже такое кривое лицо, когда я кричу? Не буду тогда кричать просто так».

 

Мне нравится, что в рамках группы они придумывают игры, такие, какие я бы никогда не придумала. Что-то там между собой, с безумными фантазиями, ролями, историями. Что они вместе учатся и есть даже конкурентная история, я вообще за здоровую конкуренцию. И да, они помогают друг другу, учат. «Вот это буква ЩЩЩЩЩ», — слышу я. Один ребенок помогает другому учить алфавит.

 

Сад выводит нас на многие темы, проблемы и разговоры, которые без сада просто так я бы не стала проговаривать. Есть приятные темы, есть не очень. Но вот мы уже поговорили про злых людей, про преступников, про то, почему все люди разные, как общаться с теми, с кем сложно и не хочется общаться, разумеется, почему мальчики отличаются от девочек и всякое такое.

 

Мне нравится, что он проводит время со своими сверстниками, а не только с нами и нашими взрослыми друзьями. Хотя он любит, конечно, и нас, и наших взрослых друзей, и походы в гости, где нет детей, а только взрослые. Но детям нужны не только взрослые разговоры, вино и домино, а и свои истории. Вот в саду у него такая своя история. Мой ребенок ее очень любит и относится к ней бережно.

 

Собственно, вот такая вот социализация. Это хорошая и нужная история. Но у нее всегда есть условие. Чтобы социализация шла нормально, вам нужно найти для ребенка хороший детский сад. Где будет естественное общение, а не командный подход под соусом социализации.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>