Развивашки, курсы, добавляшки

io72

История про развивашки. Поставим точку, потому что у меня немного уже ум за разум заходит от развивашек и образовашек прочих. Вернее, в целом от выборов времени и стратегии развития детей. Текст будет сегодня выбиваться из стандартного русла, простите, он будет с моралью, а также многочисленными цитатами.

 

На самом деле, начнем с простого. У меня есть убеждение, что у стремления к раннему развитию ребенка есть два варианта происхождения. К первому я отношусь лояльно и с пониманием (сама там была) — это попытка сделать время, которое кажется бессмысленным, более внятным и понятным для себя, разнообразить совместное времяпрепровождение, найти друзей и так далее. Собственно, исключительно для этого в 2 года я записала К. на развивашки. Они были очень общие и изрядно бессмысленные, но мне хотелось посмотреть на других детей, других матерей, а также два раза в неделю мы собирались и куда-то осмысленно ехали по расписанию, а такие штуки меня всегда умиротворяют, наличие внятной цели и внятного расписания. Ирония, но лишь частично.

 

«Может быть, мы никогда не обретем вновь спокойствия былых времен, но мы должны сделать все для того, чтобы облегчить ребенку восприятие окружающего мира. Для этого необходимо убрать половину всех «развивающих» игрушек из кроватки и манежа. Пара погремушек, мягкая кукла, мячик – этого вполне достаточно для того, чтобы малыш спокойно играл. Для умственного и эмоционального развития младенца намного важнее, чтобы у него была возможность дрыгать ножками, протягивать ручки и вертеться, куда полезнее взять его на руки и поговорить с ним», — это Эда ле Шан, которая очень внятно рассказывает о том, как сложно и легко быть родителями.

 

Второй сценарий — мне он кажется невротическим и тесно связанным с тем самым синдромом интенсивного материнства. Когда кажется, что мы все время можем что-то упустить, не успеть, а также не углядеть. И начинается караван историй: «Я с года серьезно занимаюсь с ребенком математикой, не хочу, чтобы он вырос гуманитарием» и тому подобное. В три дети уже должны уметь читать (лучше на двух языках), писать(снова лучше на двух языках. А можно и на трех!) и считать. А теперь, детка, встань на стульчик и расскажи всем стишок на английском языке.

 

Но вот теперь вы подумайте, ради кого этот стульчик и ради кого этот стишок. Нет, конечно, вы скажете, что ради ребенка. И он даже будет радостно улыбаться. Потому что маленьким детям важно, когда мама им занимается, а также важно, когда его хвалят. Стульчик становится как бы вашим общим — для ребенка он путь к вашей похвале, а для многих мам — к самоудовлетворенности, к ощущению результативности собственного материнства. Развивашки становятся критерием оценки вас как матери. А казалось бы.

 

Кстати, когда дети становятся постарше, то уже все будет не так просто, а может повернуться и вовсе другой стороной — я знаю десятки примеров, когда мои друзья, загруженные по горло кружками и секциями с четырех и до 14, в 15 ложились дома и начинали тупо смотреть в окно. Не делая ничего. А потом возвращались к активной жизни через годик-другой-третий. Этот годик-другой-третий был вот такой вот компенсацией за музыку, изо, спорт и инглиш в одном флаконе. Бывали и те, кто вдобавок начинал еще и ненавидеть родителей за то, что они лишили их нормальной жизни с игрой в ножички и беготней по помойкам (мы с детстве обожали обследовать помойки, не знаю уж, как вы).

 

«К детскому саморазвитию нужно относиться очень внимательно. Сейчас стали распространяться методики раннего развития, раннего чтения, ранней подготовки к школе. Но дети должны до школы играть! Те взрослые, о которых я говорила в начале, Маслоу их назвал самоактуализанты, – они играют всю жизнь. Один из самоактуализантов (судя по его биографии), Ричард Фейнман – физик и лауреат Нобелевской премии. Я в своей книжке описываю, как отец Фейнмана, простой торговец рабочей одеждой, воспитывал будущего лауреата. Он ходил с ребенком на прогулку и спрашивал: как ты думаешь, почему птицы чистят перышки? Ричард отвечает – они поправляют перышки после полета. Отец говорит – смотри, те, которые прилетели, и те, которые сидели, выправляют перышки. Да, говорит Фейнман, моя версия неверна. Таким образом отец воспитывал в сыне любознательность», — мы все уважаем Юлию Борисовну Гиппенрейтер.

 

Нет, конечно, важно не упустить. Раскрыть таланты. Понять способности. Добиться успеха. Причем в последнем случае почему-то не работает аргумент о том, что десятки американских миллионеров добивались успеха без развивашек и постоянного родительского контроля качества занятий. Более того, иногда важно дать детям позаниматься чем-нибудь вообще без направления и обучения, чтобы понять, что, собственно, ребенку нравится.

 

Стремясь к лучшему, то есть к тому, чтобы в два года уже не вырастить гуманитария, а экономиста (великого физика, математика, биохимика и т.д.), важно не забывать задать себе один вопрос — ради кого все это и почему вы считаете, что вы знаете, что так лучше. Понятно, что выбор родителя в некоторых ситуациях очевиден. Но совсем не тогда, когда мы в два года решаем за ребенка, чем он хочет заниматься, каковы его таланты и каково его будущее.

 

«Я начала приспосабливаться. Я ознакомилась с правилами и процедурами USTA и национальной системой рейтингов. Я также присматривалась к тренерам и начала обзванивать округу на предмет поиска хорошей теннисной школы в регионе. Однажды Лулу подслушала. “Что ты делаешь?” — требовательно спросила она. Когда я объяснила, что всего лишь провела небольшое исследование, она неожиданно взбесилась. “Нет, мама, нет! — сказала она свирепо. — Не надо портить мне теннис, как ты испортила мне скрипку», — это знаменитая «мать-тигрица» Эми Чуа, которая растила из своей дочери скрипачку, но ей пришлось смириться с теннисом (причем без материнского контроля). Я все пыталась понять степень ее откровенности, когда читала книгу. 

 

И да. Не волнуйтесь — после трех точно не поздно. Потому что десятки и сотни успешных бизнесменов, Нобелевских лауреатов, просто выдающихся ученых никогда даже и не знали, что после трех уже поздно. И им ничего не помешало.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>