Без наказания

io162

Ну вот так. Сегодня будет текст про наказания. Наказывать детей или нет, что такое наказания, как с этим жить. На самом деле, я бы об этом не задумалась, если бы не было триггера. А задумавшись, поняла, что ничего не понимаю.

 

Начну издалека: у меня очень хорошая память на события и, в частности, я прекрасно помню свое детство. И вот мне 5 лет, наш чудесный сад расформировали, детей перевели в соседний, места не хватает, мы спим на раскладушках, которые полагается складывать по времени. Я пытаюсь, но у меня ничего не получается, прошу помочь, мне не помогают, пробую еще раз, снова ничего,  отвлекаюсь и бросаю раскладушку. А потом меня ставят в угол — потому что я не выполнила задание воспитателя. Я стою в углу и думаю: «Вот выйду из угла и всем вам покажу». Никакой рефлексии на тему выполнения задания у меня не было, было только чувство обиды и глупости ситуации, а также отвращения к взрослому, который меня в угол этот поставил. В общем, сейчас мне 38 лет, кажется, это был единственный угол в моей жизни.

 

Так вот. Недавно я читала текст о том, как жить с детьми. У автора двое, одному два года, второй еще младше. Текст, который во многом оказался бы мне понятным и симпатичным, если бы не один из пунктов: «Наказания должны быть заранее известными и неотвратимыми. Короче, полностью предсказуемыми. Неясная или сбоящая причинно-следственная связь расшатывает нервы и детям, и родителям. Включая историю, когда детские сопли и слёзы так трогают родителей, что они отменяют наказание. Раз за разом. Ребёнок поймёт, что слёзы «работают» и с успехом продолжит. И ещё. Родительские крики и свирепое выражение лица — не часть наказания, а симптомы, с которыми взрослому надо бежать к психиатру».

 

Я не знаю, что именно имел в виду автор, но тут я споткнулась. Потому что я не понимаю, что такое системность наказаний в отношении двухлетнего ребенка. И что такое должен сделать ребенок, чтобы быть наказанным.

 

Прелесть маленьких детей в том, что они, к слову, вообще крайне редко что-то такое совершают, чтобы могла прийти в голову мысль о наказании. Да, они могут кого-то ударить в песочнице. Они могут совершать опасные для себя действия. Они могут громко кричать и показательно истерить. Или что-то еще в таком роде. Но все это не является продуманным злонамеренным ходом, который требовал бы действий формата «наказание» — забирать игрушку, регулярно наказывать в той или иной форме физически, отправлять детей в угол и так далее. И если «взрослый ребенок», возможно, иногда в состоянии понять некую череду действий, которые повлекли за собой «наказание», то малышам это точно не под силу. Работает только одно — говорить, объяснять, снова говорить, снова объяснять. Проговаривать последствия, проговаривать то, почему так вышло и зачем. Если ваш ребенок все время бьет других детей, это не означает, что он плохой и его надо наказать. Увы, надо просто разобраться и понять, почему так происходит, а также учиться выстраивать границы любовью.

 

Да, все это муторно. Да, очень сложно. Да, терпения не хватает. Да, доводят. И да, мы все иногда срываемся. Франсуаза Дольто, прекрасно знавшая, как легко родители раздают шлепки и подзатыльники, пишет, что разовый шлепок может существовать в виде исключительной меры, но, «войдя в привычку, шлепки принесут больше вреда, чем пользы». Да, понятно, что почти все мы иногда срываемся. А вот существование системы — это уже система.

 

Еще одна, пожалуй, цитата, на сей раз про Саммерхилл (не надо думать, что Нилл мой главный наставник, но очень многое из его комментариев по воспитанию я разделяю): » Грустно говорить, но большинство людей уверены, что плохой мальчик — это тот, кто хочет быть плохим. Они полагают, что с помощью бога или большой палки можно вынудить ребенка принять решение быть хорошим, а если он откажется это сделать, тогда уж они позаботятся о том, чтобы он как следует пострадал за свое упрямство … За последние почти 60 лет я ни разу не ударил ребенка. Но, будучи молодым учителем, я с легкостью использовал ремень, ни разу не остановившись, чтобы подумать. Теперь я никогда не бью детей: я осознал опасности битья и полностью отдаю себе отчет в том, что за ним всегда скрывается ненависть». И, если задуматься, это работает не только в ситуации с прямым телесным наказанием, а с любым карательным системным движением».

 

И, к слову, в отличие от автора поста я считаю, что свирепое выражение лица отлично работает. Такое вот «покажи сову», которое понятно всем детям — мы проверяли сто раз, работает.

 

Важно помнить, что дети запоминают несправедливость. Они запоминают вот эти самые наказания, которые следуют за ситуациями, когда наказание как таковое просто обозначение, что ты что-то нарушил. Я не говорю, что дети хрупки как ваза, но любая система приводит к тому, что человек начинает или бунтовать или подстраиваться. Да, вы можете сказать ребенку — «я забираю у тебя игрушку, потому что». Один раз, другой, третий. Ребенок, конечно, запомнит последовательность действий, которые запускают такой сценарий. И даже, возможно, станет послушнее. Осталось только сформулировать для самого себя, где граница между воспитанием и дрессурой.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>