Ruby, Ruby, Ruby, Ruby: дети, гаджеты и шаблоны

io177

Недавно — в связи с книгой, разумеется — я проводила онлайн-конференцию на BabyBlog. Собственно, сегодня за текст спасибо автору одного из вопросов, потому что я давно уже хотела описать все продуманное и, кажется, частично понятое в процессе, а вот сейчас села и написала. В общем, о детях, гаджетах, мультфильмах, ограничениях, а также Линда, Ruby и другие персонажи.

 

Так вот, на тему того, что такое вообще для детей гаджеты и вообще современные технологии уже написаны сотни тысяч знаков, я столько точно не осилю. Вредно или полезно, надо или не надо, давать волю или ограничивать, смотреть или нет, играть или нет. Мы все время ищем как будто инструкцию пользователя, чтобы нам дали четкие ответы на эти вопросы, дозировали, разлили и распределили. Инструкции, по понятным причинам, нет. А нам, выросшим с куклой Машей и игрой в ножички (а я и вовсе телевизор ходила к соседям смотреть), иногда сложновато, да.

 

Так вот, когда я прочитала вопрос о том, как распределять время между мультфильмами и гаджетами, я вспомнила одно чудесное видео, которое смотрела на Ted — выступление программиста Линды Лукас, автора книги Hello Ruby. «Hello Ruby is half picture book and half activity book rolled into one adorable package. It introduces programming without requiring a computer at all. The point of the book isn’t to teach you a programming language, but programming concepts», — так описывают эту книгу на GeekMom.com. Но про книгу поговорим потом, сейчас об авторе книге. Не поленитесь и посмотрите видео, Линда рассказывает про новый мир и то, как в нем могут жить родители и дети с такими улыбками и энтузиазмом, что я даже готова простить ей детское увлечение Альбертом Гором. Она говорит об очень важной вещи — о том, как сделать новый мир, полный тех самых пресловутых гаджетов, не просто консьюмеристским, а полным познания и стремления к большему, прекрасному, тому, что может сделать мир лучше.

 

На самом деле, давайте задумаемся, когда мы спорим о том, давать или нет ребенку гаджеты, мы часто подразумеваем игры или мультфильмы (я говорю о группе от двух до шести лет, за старших пока не могу). И мы часто подразумеваем, что ребенок что-то там делаем на планшете, а мы в этот момент заняты своими делами. По данным исследования Института современных медиа, в крупных городах России к 10 годам почти у каждого ребенка есть собственный мобильный телефон или планшет, а то и оба сразу. Более того — даже у четверти четырехлетних есть свой телефон или планшет. 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет играет на телефоне или планшете (в 3-4 года играют 49% детей, в 5-8 лет – 75-76%, в 9-10 лет – 84%). И, акцентируют внимание читателей авторы исследования, лишь 15% родителей участвуют, например, в игре с ребенком на планшете в той или иной форме. Мы даем ребенку инструмент, предлагаем какие-то предустановленные истории, но мы ничего не говорим ребенку об этом инструменте, не участвуем в его совместной жизни с инструментом. Хотя при этом мы неустанно составляем топ лучших приложение для детей такого-то возраста.

 

Я не пытаюсь сказать, что первое действие родителя должно быть «развинтить вместе с ребенком планшет» и начать разбираться, как это устроено. Но мне кажется, то удивительное состояние технологий, в котором мы все очутились, можно и достойно объяснения. У нас с К. совершенно стихийно получилось так, что его стало интересовать, что я делаю за своим компьютером. Я посадила его на колено и начала объяснять. Про облака, большие данные и прочее. В итоге К. очень гордится тем, что я работаю с миллионом маленьких роботов-пауков, которые за минуты могут узнать очень много. Да, я, правда, не вся в белом, потому что я ограничиваю время, проведенное за планшетами и телефонами. Не то, чтобы вот жестко и по часам, но я просто как-то переключаю его на что-то другое, он принимает это как общие правила игры, правда, я стараюсь и сама вставать из-за компьютера и откладывать телефон. И да, на телефоне у меня стоит отдельный рабочий стол для ребенка, но исключительно для того, чтобы в бесконечные рабочие чаты не улетали улыбающиеся стикеры-какашки.

 

Я не готова распространить свой опыт на множество детей, но он показал, что если у ребенка с раннего возраста ей iPad, если вы не прячете от него телефон и не превращаете ваши гаджеты исключительно в потоковую трансляцию свинки Пеппы, то ребенок начинает относиться к ним иначе. Например, К. может с легкостью бросить планшет и уйти заниматься чем-то другим. Он огромный фанат заметок в планшете, а также геолокации, карт, маршрутов и прочего. Его старший брат, мой племянник, увлечен анимацией, ему планшет нужен именно для этого. Анимация, да, а также сбор всякой статистики для дальнейших жизненных размышлений. Карты у него тоже были, но чуть раньше. На волне анимационных штук я показала ему Scratch, он ужасно вдохновился и сказал, что «такое ему срочно надо», а когда понял, что это еще и программирование, вдохновился вдвойне. На К. я пока Scratch не пробовала, зато заказала ему с Amazon ту самую книгу, о которой речь шла выше.

 

Кстати, с книгой этот вышел конфуз. Когда она появилась на Кикстартере, она стала рекордсменом среди книг для детей по объему «пожертвований», однако в процессе сбора денег Лукас заключила договор с издательством, в итоге книга появилась на «Амазоне» почти одновременно с тем моментом, когда ее получили пользователи Кикстартера, а цена на «Амазоне» была даже ниже. Но это, наверно, можно оставить за бортом, суть самой книги в том, чтобы даже без компьютера ребенок мог сказать Hello Ruby, это такая activity book, основанная на принципах компьютерного мышления (долго искала слова, простите). В общем, это игра. Игра на алгоритмах и логике, она не учит ребенка, как писать код, а это такая удобная дверь в занятную игровую со своими правилами.

 

Собственно, у меня и не стоит, например, задача научить ребенка чему-то с прицелом на будущее. Мне кажется просто, что здорово, что он сидит вечером и придумывает «новый мобильный телефон, который сможет значительно больше, чем ты можешь себе представить». Мы в детстве тоже такое придумывали, но у нас было значительно меньше осязаемых ресурсов, как превратить придуманное в реальное. Романтика инженеров, что ли. Причем романтика действия, а не только мечты. И вместе со сменой отношения к гаджетам как к пути куда-то, а не остановке где-то, мне кажется, многое меняет.

 

Да, кстати, я понимаю, что все сложно. Да вообще отвечать на детские вопросы не так уж просто. Даже если речь не идет о программировании или тому подобном. Я, например, в свое время активно штудировала книгу Густава Борн и Лори Карнат «Куда уходит Солнце, когда я сплю?». (Густав Борн, чтобы сразу поймать настрой книги, — это сын Макса Борна, квантовая механика, Нобелевская премия по физике). Написана же книга для правнучки Макса Борна, Амалии, которая, как и все дети, задавала много самых разных вопросов. Мне эта книга очень помогла.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>