Говорить с ребенком прямо

io240

Недавно я попала в забавную ловушку. Изрядно простуженный ребенок, с которым еще надо было идти и ехать, вдруг погрузился в лужу, на холоде, ветру и под дождем. Я уговаривала его выйти, уговаривала, потом сказала уже, потеряв терпение: «Дай мне руку и пойдем!» Ребенок закричал из центра лужи: «А как же свобода! Ты говорила, что право на свободу даже где-то записано!» Ребенку четыре и мы с ним, действительно, однажды обсуждали Декларацию прав человека. В общем, сегодня о маленьких детях (возраст 3-4 года) и сложных темах.

 

Задумалась я, на самом деле, об этом на волне чтения материнских групп и рецензий на детские книги о войне. Многие мамы пишут — слишком рано, слишком жестокая тема, зачем вообще говорить о таком с детьми. Аналогичное бывает, когда кто-то спрашивает совета, как объяснить ребенку беременность, смерть и прочие вещи, происходящие вокруг нас.

 

На самом деле, каждый решает для себя. У меня очень простой путь — у нас с ребенком одна общая жизнь, я не могу его исключить из своей реальности, он слушает новости по радио в машине, он ходит со мной по набережной Ниццы после теракта, где лежат цветы и стоят свечи, он стоял со мной в очереди к Соловецкому камню, потому что оставить мне его было не с кем, а вот это чтение каждый год для меня невероятно важно. Более того, вокруг него много того, что он узнает и просто так: например, что у мамы его приятеля в животе новый ребенок. Как он туда попал? Как он оттуда выберется? Живот что, сперва растягивается, а потом затягивается? А у папы может живот растянуться? Или вот в саду они обсуждают собак, К. говорит, что у нас старенькая собачка, а приятель говорит: «Раз старенькая, значит скоро умрет». И все полчаса в машине, что мы едем до дома, мы разбираемся с тем, что такое жизнь и смерть. И потом еще неделю или около того.

 

И вот во всем этом навороте вопросов я стараюсь говорить с ним максимально честно и с минимумом нелепой выдумки. Правда, есть тонкая грань: как сказать правду и сделать так, чтобы не боялся? Как сказать правду, чтобы правильно понял? Я думаю, мы все знаем эти вопросы-ответы.

 

Например, о войне мы первый раз заговорили в прошлом году. Мы ехали в детский сад в сезон репетиций парада Победы, над нами летели вертолеты, с жутковатым гудением проносились военные самолеты, у академии маршировали солдаты, словом, вопросов возникла масса. Поэтому мы поговорили о войне: страшно, много людей погибло, теории устройства мира, почему начинается война. Финал разговора был простой: ребенок сказал, что теперь ему не кажется веселой игра в пистолеты в садике. Мне она тоже не кажется веселой, так что мы пришли к согласию.

 

Или вот теракты. В Ницце мы столкнулись с этим лицом к лицу, потому что каждый день ходили по набережной. Откуда берутся террористы? Будут ли теракты всегда? Долго говорили снова о теориях, которые делят людей. О людях, которые получают выгоду от того, что происходят теракты. О том, что мир сложен, но жизнь продолжается, вот она сейчас.

 

Умрет ли наша собака. Можно было бы сказать, что нет. Но как потом объяснить, что да. Очень сложная для меня тема, шла наощупь, рассказала биологические, рассказала теологическое, он, конечно, ужасно огорчился, представив потери. Но снова вышли на жизнь. И на то, что надо радоваться тому, что есть здесь и сейчас, а не думать о том, что будет потом. Справились. Потом читали книгу «Моя счастливая жизнь», ее автор самым бережным образом рассказывает о потерях и их преодолении, книги вообще очень часто выручают.

 

Приятная тема беременность. Аисты уже давно не в моде, это, я думаю, понимают все. В общем, я пошла по простому пути — физиологическому. Просто без особых подробностей, которые, собственно, четырехлетке особо и не к чему. Единственная издержка — по мотивам разговора ребенок очень захотел попасть на роды к нашей беременной пока еще подруге, чтобы посмотреть как выглядит ребенок, который вот только-только родился.

 

Сложная тема — деньги. Тоже можно было бы, конечно, возвышенно делать вид, что деньги к нам отношения не имеют. Но наши дети видят магазины, знают, что такое купить, я не понимаю, как можно с ребенком хотя бы раз не поговорить о деньгах. В итоге мой ребенок знает, что деньги зарабатывают и то, сколько у нас денег имеет свой предел. Мне кажется, это тоже нужное знание.

 

Вот, наверно, и все, что я хотела сказать. Мне кажется, что не надо бояться говорить с ребенком прямо, не надо бояться тем и сюжетов. Зато неплохо помнить, что наши дети живут с нами не в безвоздушном пространстве, они видят и понимают очень многое, аисты и капуста в их парадигмы уже не вписываются.

 

Собственно, никто кроме родителей не может объяснить ребенку сложные вещи так, чтобы ему было проще. Потому что у всех разная степень чувствительности, понимания, принятия и отторжения. И да, конечно, можно ни о чем при ребенке не говорить, кроме приятного. Можно делать вид, что вокруг никогда ничего не происходит. Но все равно когда-то придется превратить миф в реальность.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>