Научиться отступать

io315

Меня тут спросили, почему я снова ничего не пишу в блог. Все просто: сентябрь как начало нового рабочего года — работа, детский сад, детский спорт, тысяча обязательств. Ну и творческий кризис, конечно же! Но я напишу сегодня о важном для себе — о ситуации, что делать, когда ребенок должен что-то уметь/делать, но боится, ленится, не хочет и так далее.

 

Начну, наверно, с недавнего разговора в одной материнской группе. Там спрашивали, как быть с ребенком на море, если тот боится моря. Тащить в воду (как предлагают бабушки) или оставить на берегу (мнение мамы). Мой ребенок сперва боялся моря. Потом он страстно полюбил воду и мечтал научиться плавать. Потом я его записала в бассейн. Первое занятие оказалось абсолютной катастрофой. Мой почти пятилетний К. так визжал, как будто бы увидел воду первый раз, убегал, отбегал, сопротивлялся, словом, занятие продлилось 15 минут из 45 и закончилось абсолютно бесславно. Можно было, конечно, позаставлять его все 45 минут, но мне показалось это бессмыслицей. Потом неделю мы разговаривали про воду, страх, плавание, физику. И на второе занятие он пошел с отличным настроением. На третье поплыл. Почему-то я уверена, что если бы я стала запихивать его настойчиво в воду на первом, все бы кончилось значительно раньше.

 

Или вот велосипед. Очень просил велосипед. Купили. Настоящий взрослый. По завету Оли Барабановой взяли без дополнительных колес. Тут же уселся, попытался поехать, ничего не получилось. Попробовал еще раз. Слезы разочарования и откат: «Не хочу больше велосипед». Я отставила велосипед и выдала обратно беговел. Второй раз попросил велосипед через две недели, снова ничего не получилось. Снова слезы, снова откат. Уехал на дачу. Потом звонит и говорит: «Привези велосипед, пожалуйста». Привезла без лишних вопросов. Выкатил на улицу. Попыхтел рядом. Сел и поехал. Быстро, ровно. Без страхов, слез, долгого обучения и дополнительных колес. Все, как обещала Оля, надо было просто не настаивать, не биться через сопротивление и страх (а еще часто бывает по принципу — «ты же просил велик, вот и езди!»), а дождаться того момента, когда ребенок захочет и почувствует себя в силах.

 

Или вот чтение. Ему почти пять, а он не читает. Пишет. Отлично считает. Но не читает вообще. Кругом все читают, а К. валяется в кровати и просит ему почитать. Уже и папа возмущен: «К., ты почему читать не учишься?!» Но чтение тоже та ситуация, когда надо отступить. Об этом прекрасно пишет прекрасная Марина Аромштам: «Детское «не хочу» не означает, что ребенок «ленив». Хотя это любимое объяснение родителей: «Он уже знает все буквы, а читать не желает – ленится!» или «Он уже умеет читать, но не читает – ленится!». «Ленится» – хитрое слово, заместитель слова «плохой»: ребенок в данном случае «плохо себя ведет» – не так, как желает родитель. А на самом деле он еще просто маленький, его мозг еще не готов к тому, чтобы выполнять работу, связанную с чтением. Что-то там еще «не доросло», какие-то отростки нейронов не дотянулись друг до друга. А маленький ребенок ведь очень хорошо «слышит» свои силы. Он нутром понимает, что ему еще не взять это препятствие – слияние букв в слова. Ему еще трудно видеть в закорючках знаки, обладающие смыслом. И тут для родителя важно не переусердствовать в своем желании преодолеть детскую «лень». Потому что ничего плохого не случится, если ребенок-дошкольник начнет читать на два-три месяца позже, чем его сверстник из соседнего подъезда. И даже через полгода, а может – и через год».

 

Умение отступить — очень сложное для родителя. С того момента, когда я научилась вовремя отступать во время кризис трехлеток (двухлеток, четырехлеток), качество моей жизни сильно улучшилось. Отступить и подстроиться, буквально на одну-две минуты, но и их достаточно, чтобы после все быстро наладилось. Как только мы перестаем отступать с позиций взрослого, отношения уходят в клинч.

 

Умение отступить важно в наших ожиданиях. Мы закладываем программу для ребенка, мы стараемся ее выполнять, то, что ребенок не хочет делать что-то, что мы считаем для него естественным и правильным, всегда раздражает или огорчает. Особенно то, что касается обучения, занятий и прочего. Это та ситуация, когда родители часто теряют выдержку и начинают идти по пути ультиматумов. Не хочешь читать — не получишь iPad. Не хочешь плавать сегодня — не поедешь с нами на море! И так далее. Но на самом деле отступить — иногда самая лучшая тактика, особенно, когда речь идет о малышах.

 

Малыши не ленивые и не скучающие. Они ужасно увлекающиеся. Они готовы к любым нашим авантюрам. Но иногда им тяжело. Иногда им страшно. Иногда они понимают, что не готовы ко всему, что мы им предлагаем. Это та самая ситуация, когда родителям надо выдохнуть и просто заняться вместе чем-то другим. Потому что когда ребенок почувствует себя в силах, он сам вернется к тому, чем вы попробовали заняться. А если не вернется, то, скорее всего, оно того и не стоит. Равно как и не стоит жить завышенными ожиданиями. Всем пятничной любви.

 

(У нас, кстати, давняя дискуссия со свекровью на тему вот этой подстройки, она говорит, что если ребенка иногда не заставлять, например, в занятиях музыкой, то он ничего особенно и не добьется. Я верю, что если ребенку нравится музыка, остроты принуждения не будет, но, конечно, разовые исключения всего имеют место. Но это тема для отдельного разговора)

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>