Наймите мать, выгодный сотрудник с чувством вины

IMG_4633

Мы тут много говорим и пишем о том, как совмещать материнство с прочими жизненными историями, о том, как вообще жить, что нормально, а что нет. Сегодня еще раз про материнство и работу, потому что повод нашелся.

 

В контексте материнства и работы мы много и часто говорим про чувство вины. Да и не только работы – когда ты просто забил на горки и площадки с ребенком, а вместо этого ушел куда-то по своим делам. Неважно, что это за дело. Говорим о том, что за такие вещи не надо чувствовать вину. Не надо чувствовать себя виноватой за то, что ты не каждый вздох посвящаешь ребенку. Не надо чувствовать себя виноватой за то, что каждый вздох посвящаешь, а про остальное забываешь на время. В общем, мы говорим о том, как бы нам минимизировать переживание вины, такое очень энергозатратное и тяжелое состояние.

 

Вроде бы мы даже уже сошлись на том, что в нашем сияющем царстве современного материнства есть возможность и право не чувствовать себя виноватой за то, что есть ребенок и есть ты, за вами признаются равные права. Сошлись. Флагами взмахнули. И тут же граната.

 

Я открываю утром Forbes и вижу там статью с обнадеживающим заголовком «Почему выгодно нанимать женщин с детьми». Думаю, ура. Почитаем, в канал раздам, будет нам всем счастье. И начинается статья за здравие, там исследования, цифры. А потом вот такое: «Работающую маму (особенно маленьких детей) постоянно преследует чувство вины по поводу того, что она ушла от ребенка и оставила его ради работы. Поэтому, если приходится отлучаться от своего дитя, совсем не хочется тратить это время на чаепития или длинные разговоры ни о чем. Трудишься эффективнее, чтобы все успеть и вернуться к детям. Это влияет на развитие навыков тайм-менеджмента, ведь необходимо четко контролировать время, которое уходит на ту или иную задачу».

 

Приехали. Не просто приехали, а с фанфарами. Тайм-менеджмент на чувстве вины. Идеальный механизм. Давайте издадим отдельной брошюрой. Кстати, можно только женщинами с детьми не ограничиваться. Можно путем несложных манипуляций мотивировать виной очень и очень многих. Лишь бы чувствовали себя виноватыми! Лучше работать будут!

 

Я ничего не знаю об авторе этой статьи, но я многое знаю о том, что такое больной ребенок и три подряд встречи, от которых многое зависит по работе. Это ужасный выматывающий выбор. Он не про чувство вины, он про чувство ответственности.

 

За это чувство в ответе только я сама, это мой выбор, но я бы не хотела, чтобы этим кто-то пытался манипулировать. Да и бесполезно. Как только вы начнете манипулировать матерями, мы свалим работать на кассу в «Перекрестке». Кто-то из блогеров недавно писал, что это постыдная работа, но мне лично по фиг. Я сделаю все, чтобы мне и моему ребенку было хорошо. Если же кто-то считает, что женщина с ребенком не должна никогда пить чай и тратить 10 минут на разговор за чаем, ну извините.

 

Я понимаю, что всем удобнее создать гетто, посадить туда всех, кто обременен какими-то обязательствами, да еще этими обязательствами слегка поигрывать, веревочку туда, веревочку сюда. Испытанный способ. Проверенный веками.

 

Ужасное ощущение плевка в лицо. Никто не думает, что женщина с ребенком в анамнезе идет работать не только ради того, чтобы что-то кому-то доказать, но и потому, что ей может быть в работе хорошо. Нет, ей не может! За каждую секунду пребывания на работе она должна проползли миль десять на коленях, чувство вины в помощь. Ползти тоже надо строго по графику. Не сбиваясь. А то за ребенком в сад опоздаешь.

 

Последние несколько недель я провела собеседования с десятками человек. Бывает такое, когда разом нужны сотрудники на разные позиции. Это были женщины и мужчины, с детьми и без них, самого разного возраста. Так вот. Есть у них дети или нет, волновало меня побочно. Я просто принимала это как дополнительный фактор как человек, работающий в медиа для родителей. Но наличие детей не добавляет профессиональных качеств, просто есть люди компетентные и не очень, мотивированные или не совсем и так далее. Прочитав эту статью, я подумала: «Даааа, надо нанимать вот этих, с детьми, они даже на обед не будут ходить, лишь бы к своим домой успеть».

 

Я не хожу на обед. Иногда ем в офисе за компьютером, чаще не ем вообще. Это мой выбор по организации времени и пространства, но я точно знаю, что большинству людей нужен обед. И я бы не хотела людей его лишать. Обед – это классно.

 

Я точно знаю, что мотивированные и стремящиеся к чему-то люди не будут чесать языки в курилке по полтора часа вне зависимости от того, есть у них дети или нет. Это не про детей и не про тайм-менеджмент.

 

Но я читаю дальше: «Дети, безусловно, помогают женщине-руководителю по-другому относиться к сотрудникам: в чем-то стать мягче, в чем-то требовательней. Ведь такую роскошь как «ой, извините, я проспала» женщина с детьми позволить себе не может: скорее всего до офиса она успела всех покормить, собрать и отвезти в школу или детский сад».

 

Я на прошлой неделе проспала, кажется, надо вычеркивать меня из женщин и из руководителей. Была тяжелая неделя, я добирала вечерами, приходилось немного жертвовать сном. В итоге все внутренние и внешние часы отказали, очнулась в 8:30 утра вместо 6:30. Опоздала в сад, опоздала на работу. Иногда все просыпают, с детьми или без детей. Иногда проспать – это огромная радость. Просыпают все. Кроме сверхлюдей, но их на свете на так уж и много. И, как правило, они уже где-то там, в районе Сатурна. Не очень просто позвать на собеседование.

 

В обычные дни все мои подруги успевают покормить и собрать. Но это не залог успешной работы, это просто мы так живем.

 

Еще смешнее было про собеседования. «Найм няни или другой помощницы по хозяйству позволяет оттачивать навыки подбора сотрудников, помогает структурировать требования к персоналу, формировать задачи и осуществлять «мягкий» контроль». Как мы ищем нянь? Девочки, ни у кого хорошая няня не освобождается? Няню любая женщины пытается найти надолго, поэтому оттачивать навыки приходится вынужденно и говорить здесь о каких-то суперспособностях просто смешно. Проекционные собеседования, да, мы все читали, мы все знаем. Но проекционному собеседованию учат еще до появления детей, если ты хоть раз всерьез пытался поработать в HR.

 

Кажется, можно сворачиваться. К чему все это? Да просто к тому, что как только мы перестанем сегрегировать женщин (и даже не женщин, а просто окружающих нас взрослых) на «с детьми» и «без детей» нам всем станет немного проще. Когда не надо будет доказывать окружающим, что ты еще на что-то там способен, а не превратился в странное существо «с детьми».

 

Я не верю в то, что наличие детей что-то меняет в коренном внутреннем устройстве человека. Если ты хочешь работать и добиваться чего-то, ты работаешь и стараешься. Хочешь забить? Забивай, главное, чтобы все были счастливы.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>