Как учить читать, если ребенок не хочет учиться читать

IMG_1122

Я давно ругаю себя за то, что забросила блог, но постоянно не хватает времени и сил. Я как-то точно поспешила назвать свою вторую книгу «Белка в колесе», если будет третья, для нее это тоже было бы идеальное название. Но в Новый год я дала себе зарок, да и все тексты в голове уже давно написаны. Поэтому уложила ребенка и напишу сегодня про подготовительные к школе (коротко) и борьбе с чтением (собственно, главная тема).

С сентября К. ходит два раза в неделю в школу на подготовительные занятия по программе 1-3, эффективная начальная школа. Это не значит, что я прямо вот для себя что-то решила про 1-3 и уверена, что мальчик готов и справится, просто решила попробовать. У него пять предметов – психология, английский, математика, письмо и чтение. И вот последнее превратилось для нас в камень преткновения, яблоко раздора, Сизифов труд и так далее.

Семейная легенда гласит, что меня читать никто не учил. Просто однажды я открыла, сидя в кресле, книжку-картонку «Самый маленький гном Вася» и начала читать. С тех пор не могу остановиться. Книги – мой лучший отдых. Мои верные друзья, для которых мой любимый муж покупает новые и новые шкафы.

К. тоже любит читать. Вернее, он обожает, когда ему читают. Ему нравятся книги, у него есть любимые и самые-самые любимые и день без чтения – это не очень-то и день. Но вот сам он читать не рвался. Я не рвалась учить его буквам тоже. На развивашках в два года от кубиков Зайцева он сбегал с воем, я не парилась. Пыталась в четыре, что ли, поучить с ним алфавит – ушел в отказ. Я, будучи к тому моменту уже чуть более опытной и расслабленной матерью, прочитавшей тучу всего о развитии детского мозга и чтении, решила не гнать лошадь. Научится. Как на горшок ходить научился. Как научился спать без соски. И все прочее, что обычно пытаются пораньше убрать из жизни. И еще зубы у него выросли позже, чем у сверстников. Но выросли же!

Школа мою расслабленность вмиг сняла. В доме поселилось учебное пособие, от учительницы я услышала, что он не особо тянет, а чтением нужно заниматься постоянно. «15 минут каждый день», — вот такой вердикт. Выбирай – то ли твои гуманистические убеждения, то ли требования школы. Еще в школе ему запретили заправлять майку в штаны, сказали, что неприлично так ходить. Так что мы со школой не во всем сходимся. Я и шубу в трусы заправлю, если мне так теплее будет, простите.

Я, конечно, поставила себе задачу в таск, определила время, но не пошло. При виде букваря Жуковой К. начинало трясти (меня тоже слегка трясло от текстов про сено и лапти, но я держалась). Школьное пособие по чтению появлялось их рюкзака под такой вой, что я боялась, что соседи вызовут полицию. Попробуй потом докажи, что ты просто книгу из сумки вытащил.

Я утешала, успокаивала, призывала бабушку, которая точно больше педагог, чем я. У меня терпение кончается примерно на 10 минуте, после чего я уже начинаю выть или убегаю в ванную комнату, запираюсь там, включаю воду и считаю до 10. Десяти мне обычно не хватает.

Буквы знает. Слоги умеет читать. Но ничего не хочет. Начинает читать – читает все справа налево. Переставляет буквы как попало. Рассказала однажды ему сказку на ночь, что может случиться, если все буквы перепутаются. Убоялся, пообещал нарочно буквы не переставлять, но заявил, что читать все равно не будет.

Я поговорила с прекрасной Юлей Кузнецовой, которая расчитывает детей. Выслушала все ее советы. Купила по второму кругу книжечки Татьяны Русситы – это тоненькие книжечки для чтения, в одной слова из трех букв, в другой – из четырех. Каждая книжечка – короткая история. Можно не просто прочитать, но и почувствовать победу, целая книжка прочитана! И еще наклейку приклеить.

Дело чуть пошло, книжечки прочитали, но потом опять все застопорилось. И снова вой. И торг: «Читаю только одну страницу! Читаю только вкусные слова! Читаю только слоги!» Снова надо бегать в ванную. Я набиралась терпения, садилась, гладила по спине. Было такое ощущение, что не в чтении проблема, а вот в этой обязательности. Каждый день, каждый день. А если не каждый, то вообще непонятно как.

Начала предлагать ему другие книги. В итоге внезапно прорыв произошел на книге Шашека «Это Париж», одна из любимых книг мальчика. Я открыла, стали читать по очереди. Он попроще предложения, про котов, парижское метро, силачей, а я – про Людовиков, Консьержери и все остальное. Так всю книжку и прочитали вместо букваря.

Потом начал из машины читать – салон, свет, аптека, кольцо, вал, мост, эстакада. На эстакаде я пересчитала буквы и воспряла духом. А сегодня его и в школе похвалили за чтение. Вечером сам вытащил школьный учебник и быстренько все прочитал, без обычного торга. Сегодня с утра сам сидел на диване и читал истории про Мяули.

Я так и не знаю, что помогло. То ли в голове сцепились все эти цепочки. То ли терпение и труд все перетерли. То ли все вместе. Но для себя могу сказать, что если бы был выбор, я бы, наверно, поберегла бы все наши нервы и обошлась бы без этой потогонки и буквенной мясорубки. Все ведь в итоге читать учатся.

Comments

comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>